УФСИН России по Сахалинской области
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ИСТОРИЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВО
ВАКАНСИИ
ГОЛОСОВАНИЯ
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
ВЕТЕРАНЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ
изготовление мебели в Южно-Сахалинске
Эрп решает собрать
империи Гуннов и презентация
организация города Москвы



ВНИМАНИЕ РОЗЫСК
Белогур Юрий Иванович
КОНТАКТЫ

Статистика
Сейчас: 21
Сегодня: 438
Всего: 316118

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЦ

Концептуальная модель воспитательных центров для содержания лиц, осуждённых к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте

 

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

 

       1. Воспитательный центр: цели, задачи, функции.

 

        Воспитательный центр – это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также, при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых[1].

Цели воспитательного центра:

- исправление осужденных;

- предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами;

- обеспечение  эффективной  ресоциализации  осужденных  к  условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия.

Задачи воспитательного центра:

- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте;

- создание   условий,  исключающих   возможность  подозреваемым  и обвиняемым скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы, уклониться от отбывания наказания;

- исполнение приговоров, постановлений и определений судов, актов амнистии и помилования в отношении содержащихся в воспитательном центре осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- обеспечение правопорядка и законности при исполнении наказаний в виде лишения свободы, и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

- обеспечение  личной  безопасности  персонала,  должностных  лиц  и граждан, находящихся на территории воспитательного центра;

 - обеспечение личной  безопасности  содержащихся  в  воспитательном центре осужденных, а также  подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- соблюдение прав и законных интересов содержащихся в воспитательном центре осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- обеспечение охраны, изоляции и надзора;

- обеспечение    единого   учебно-воспитательного   процесса,   создание условий для получения общего и профессионального образования (профессиональной подготовки) осужденными, а также подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений;

- обеспечение  различных условий  отбывания  наказания  в воспитательном центре;

- осуществление оперативно-розыскной деятельности;

- оказание помощи осужденным в социальной и трудовой адаптации;

- организация жизнедеятельности воспитательного центра, развитие его материально-технической базы и социальной сферы.

Функции воспитательного центра:[2]

- осуществление  приема,  размещения  и  содержания  осужденных, подозреваемых и обвиняемых в соответствии с установленными нормами и требованиями;

- осуществление,   в  установленном   порядке,   учета  осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

- установление и поддержание Правил внутреннего распорядка;

- обеспечение  пропускного   режима,  передвижения   осужденных, подозреваемых и обвиняемых по охраняемой территории;

- обеспечение условий для проведения длительных и краткосрочных свиданий, телефонных переговоров, приема и передачи почтовых отправлений;

- осуществление   конвоирования   осужденных,  подозреваемых  и обвиняемых внутри и за пределами воспитательного центра;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- организация  и  проведение  социальной,  психологической  и педагогической (воспитательной) работы, направленной на формирование у осужденных, законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня;

- обеспечение  взаимодействия  с  государственными  органами, общественными объединениями, религиозными организациями и средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции воспитательного центра;

- оказание содействия лицам, освобождающимся из воспитательного центра, в вопросах трудового и бытового устройства;

- осуществление  эксплуатации  зданий,  сооружений и инженерно-технических средств охраны и надзора и поддержание их в исправном состоянии;

- осуществление  противопожарных  и  противоэпидемиологических мероприятий, предусмотренных государственными стандартами, нормами и правилами;

- обеспечение  учебно-производственных  (трудовых)  мастерских  материально-техническими и трудовыми ресурсами, транспортным и энергетическим обслуживанием;

- осуществление  мероприятий  по  мобилизационной подготовке и гражданской обороне, контроль готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- осуществление  правового  обеспечения финансово-хозяйственной, оперативно-служебной, медицинской и иной деятельности;

- ведение  бухгалтерской и статистической отчетности в порядке, установленным законодательством Российской Федерации;

- распоряжение   финансовыми   ресурсами,   выделенными  территориальным органом ФСИН России из федерального бюджета на решение поставленных перед ним задач;

- осуществление иных функций, возлагаемых на воспитательный центр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2. Условия отбывания наказаний осужденными в воспитательном центре[3].

 

В воспитательных центрах обеспечиваются следующие условия отбывания наказаний: обычные, облегченные, льготные и строгие.

Обычные условия:

в обычных условиях отбывают наказание  осужденные, поступившие в воспитательный центр, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

Осужденным, отбывающим наказание в воспитательных центрах в обычных условиях, разрешается (статья 133 ч.2, п. а, б УИК РФ):

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, пенсий и социальных пособий, которые они могут расходовать без ограничения), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере четырех тысяч рублей;

 

иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

 

 

  Облегченные условия:

  в облегченных условиях отбывают наказание осужденные, переведенные из обычных условий отбывания наказания, соответствующие следующим критериям:

  не нарушает установленный порядок отбывания наказания;

  имеет желание учиться и работать (учится в общеобразовательной школе, либо в ПУ, техникуме, ВУЗе; работает на оплачиваемых работах либо по благоустройству территории учреждения);

  частично признает свою вину, оправдывает себя, при этом винит в случившемся других людей и ссылается на сложившиеся обстоятельства;

  наказание считает частично справедливым;

  проявляет желание к добровольному погашению иска (при его наличии), не готов принести извинения потерпевшему;

  участвует в воспитательных мероприятиях;

  выполняет порученную ему общественную работу;

  состоит в группе положительной либо нейтральной направленности;

  поддерживает социально-полезные связи путем переписки, телефонных разговоров, свиданий;

  принимает участие в психологических мероприятиях.

         Осужденным в облегченных условиях отбывания наказаний разрешается (статья 133 ч.2, п. а, б УИК РФ):

         ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, пенсий и социальных пособий, которые они могут расходовать без ограничения) иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч рублей;

         иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательного центра длительные свидания могут проходить за его пределами.

         Льготные условия:

         в льготных условиях отбывают наказание осужденные, переведенные из облегченных условий за шесть месяцев до наступления срока условно-досрочного освобождения или окончания срока наказания и соответствующие следующим критериям:

   не нарушает установленный порядок отбывания наказания, имеет поощрения;

   учится в школе, профессиональном училище (не пропускает занятия) или среднем и высшем учебном заведении (занимается самообразованием), трудоустроен, выполняет установленные нормы выработки, активно участвует в работах по благоустройству территории воспитательного центра;

   признает свою вину в совершенном преступлении;

   назначенное ему наказание считает справедливым;

   добровольно погашает иск (при его наличии), написал извинительное письмо потерпевшему;

   принимает активное участие в воспитательных мероприятиях;

   выполняет порученную ему общественную работу;

   принадлежит к группе осужденных положительной направленности;

   поддерживает социально-полезные связи путем переписки, телефонных разговоров, свиданий;

   принимает участие в психологических мероприятиях.

          Льготные условия отбывания наказаний создаются за пределами охраняемой территории под надзором администрации. Осужденным в этих условиях разрешается: ношение гражданской одежды, пользование наличными денежными средствами, проведение краткосрочных свиданий без ограничения их количества, проведение выходных и праздничных дней по месту постоянного проживания с разрешения начальника воспитательного центра, либо в населенном пункте по месту дислокации воспитательного центра, обучение в учебных заведениях, расположенных за пределами воспитательного центра также в населенном пункте его дислокации, выезд в краткосрочный отпуск до семи суток без учета времени в пути к месту постоянного проживания для решения вопросов трудового и бытового устройства.

        Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания.

Строгие условия:

         в строгих условиях отбывания наказаний содержатся осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания, по следующим критериям (перевод осуществляется по 7 и более критериям):

          систематически нарушает установленный режим содержания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности два и более раза правами начальника воспитательного центра;

          отказывается от учебы и работы, в том числе по благоустройству территории воспитательного центра (не посещал занятия в школе и ПУ без уважительных причин более 3 раз, не выходил на работу без уважительной причины более 2 раз);

          не раскаивается в совершенном преступлении, убежден в собственной правоте и признает возможным преступный образ жизни;

          осуждение и наказание считает несправедливым;

          отказывается от добровольного погашения иска (при его наличии) при наличии денежных средств на лицевом счете;

          не участвует в воспитательных мероприятиях;

          не принимает участие в общественной работе;

          является участником группы нейтральной или отрицательной направленности;

          не поддерживает социально-полезные связи, не предпринимает попыток к их восстановлению;

   не принимает участие в психологических мероприятиях.

          По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся в обычные условия отбывания наказания.

  Существенным отличием строгих условий отбывания наказаний является проживание осужденных в изолированных помещениях, запираемых в свободное от учебы и работы время. Обучение, привлечение к труду, питание, прогулка, спортивные мероприятия для них организуются отдельно от других категорий осужденных.  

Осужденным в строгих условиях отбывания наказаний разрешается (статья 133 ч.5, п. а, б УИК РФ):

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, пенсий и социальных пособий, которые они могут расходовать без ограничения) иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех тысяч рублей;

иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

 

3.  Раздельное содержание осужденных[4].

Раздельное содержание обусловлено:

по полу (раздельное содержание лиц мужского и женского пола);

по степени криминальности (впервые осужденные отдельно от лиц, ранее отбывавших наказание в воспитательной колонии или воспитательном центре, а также лиц умышленно совершивших преступления в период отбывания лишения свободы);

по возрасту (раздельно содержатся лица в возрасте от 14 до 16 лет, от 16 до 18 лет, от 18 до 21 года и старше).

Группы лиц для проживания в помещении формируются с учетом  психофизиологической совместимости характеров.

Раздельное содержание по указанным категориям обеспечивается также для лиц, содержащихся в карантине, стационаре медицинской части, строгих, обычных, облегченных и льготных условиях отбывания наказания, в ДИЗО.

Проведение занятий в школе и профессиональном училище, организация трудовой занятости осужденных указанных категорий осуществляется также раздельно на основе закрепления классных комнат и рабочих смен.

Допускается совместное участие различных категорий осужденных в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий за исключением лиц, содержащихся в ДИЗО и строгих условиях отбывания наказания.

 

4. Структура воспитательного центра[5].

Типовая структура воспитательного центра не предусматривает создание ПФРСИ (помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора) и включает в себя следующие составные элементы: жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказаний, льготные условия отбывания наказаний (реабилитационный центр), ДИЗО (дисциплинарный изолятор), карантинное отделение, здания и сооружения общего назначения.

 

Жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных и облегченных условиях отбывания наказаний размещаются в отдельных или совмещенных зданиях, включающих в себя весь комплекс помещений  для проживания осужденных по 4 человека с возможностью визуального контроля за их поведением, помещений для организации культурно-массовой и воспитательной работы с осужденными.  Помещения для проживания в обычных и облегченных условиях оснащаются мебелью и бытовой техникой (приложение №1).

Строгие условия  отбывания наказаний представляют собой отдельное или совмещенное здание, включающее в себя комплекс помещений  для изолированного содержания осужденных в помещениях по 4 человека, запираемых в свободное от учебы и работы время, и обеспечивающих возможность визуального контроля за их поведением (приложение №1).

Льготные условия отбывания наказаний (реабилитационный центр) представляют собой отдельное здание, расположенное за пределами охраняемой территории воспитательного центра, включающее в себя весь комплекс помещений для изолированного содержания в комнатах по                 4 человека положительно характеризующихся осужденных, готовящихся к освобождению, под надзором, но без охраны (приложение №1).

ДИЗО (дисциплинарный изолятор)  представляет собой отдельное или совмещенное здание, включающее в себя весь комплекс помещений  для изолированного содержания и обеспечивающее камерное содержание осужденных (в одиночных камерах), привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ДИЗО на период до семи суток(приложение №1).

Карантинное отделение представляет собой отдельное или совмещенное здание, включающее в себя комплекс помещений  для изолированного проживания в комнатах по 4 человека, в котором размещаются все осужденные, прибывшие в воспитательный центр после вступления приговора в законную силу на период 30 дней, а лица, испытывающие трудности в адаптации к местам лишения свободы могут быть оставлены в карантинном отделении до 3 месяцев в отдельном помещении от других категорий осужденных (приложение №1).

Здания и сооружения общего назначения включают в себя административные здания для организации деятельности персонала, школу, профессиональное училище, медицинскую часть, прачечный комбинат, столовую, учебно-производственные мастерские, клуб, культовые сооружения (храмы и молитвенные комнаты), спортивные залы, охранные сооружения, спортивные площадки и другие объекты (приложение №2).

 

Возможно создание воспитательных центров с ПФРСИ.

Воспитательный центр с ПФРСИ на первоначальном этапе необходимо создать только на базе Брянской воспитательной колонии, в последующем возможно открытие  ПФРСИ в воспитательных центрах,  обеспечивающих условия для участия лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях.

ПФРСИ: представляют собой помещения, размещенные, как правило, в отдельно расположенных зданиях, и обеспечивающие оптимальные условия  содержания под стражей несовершеннолетних в камерах малой наполняемости  (2-4 человека).

При создании воспитательного центра без ПФРСИ размещение подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних осуществляется в СИЗО (следственном изоляторе)  в условиях их строгой изоляции от лиц других категорий.

Норматив общей площади на одного несовершеннолетнего в ПФРСИ и СИЗО установить не менее 7 кв.м.[6]

 

           5. Материально-бытовые условия[7].

Материально-бытовые условия для проживания осужденных предполагают их размещение в жилых помещениях по 4 человека, оборудованных санузлом, умывальником из расчета 1 на 4 человека. Норма общей площади устанавливается из расчета 6 кв. метров на 1 человека[8].

Жилое  помещение оснащается кнопкой экстренного вызова сотрудников дежурной смены и переговорным устройством.

С целью стимулирования правопослушного поведения осужденных материально-бытовое оснащение помещений для проживания имеет различия в зависимости от вида условий отбывания наказаний.

 

     6. Организация работы учебно-воспитательного совета воспитательного центра[9].

С целью коллегиального рассмотрения важнейших вопросов организации деятельности воспитательного центра создается учебно-воспитательный совет.

В состав учебно-воспитательного совета входят заместители  начальника воспитательного центра, начальники отделов и частей, директор школы, директор профессионального училища, старший психолог, социальные педагоги, старшие социальные работники, а  также опытные сотрудники колонии. При рассмотрении вопросов помилования, условно-досрочного освобождения, перевода в различные виды условий отбывания наказания осужденных в его работе могут принимать участие члены общественных наблюдательных комиссий, уполномоченные по правам человека и правам ребенка в субъектах Российской Федерации, представители общественных и религиозных организаций. Председателем учебно-воспитательного совета  является начальник воспитательного центра, который утверждает его состав  приказом на один год.   

Учебно-воспитательный совет рассматривает:

представления о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в  другие;

характеристики на осужденных, подавших ходатайство о помиловании, условно-досрочном освобождении, а также о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Разрабатывает и рассматривает предложения по:

организации исполнения наказания, исполнению требований нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России, документов вышестоящих органов;

обеспечению условий содержания осужденных;

состоянию учебной и воспитательной работы, режиму содержания и дисциплины осужденных, о мероприятиях по их улучшению;

организации трудовой занятости осужденных;

планированию работы, подведению итогов проверок деятельности воспитательного центра, а также его отделов и частей, подведению итогов за год (полугодие, квартал);

взаимодействию психологов, воспитателей, учителей, мастеров и других сотрудников при проведении воспитательной работы;

внедрению в практику работы достижений педагогики и психологии.                                                             

Учебно-воспитательный совет планирует свою деятельность с учетом основных направлений воспитательной работы с осужденными воспитательного центра.

Заседания  учебно-воспитательного совета проводятся по мере необходимости, но не  реже одного раза  в два месяца. Решения принимаются большинством голосов при участии в заседании не менее половины его  членов. После утверждения  начальником воспитательного центра являются обязательными для всех его сотрудников.                      

В целях качественной подготовки материалов, выносимых на рассмотрение   учебно-воспитательного совета, и выработки рекомендаций по конкретным вопросам  из числа членов совета создается рабочий  орган - методическая группа в количестве  трех-пяти человек.                                                                           лей не позднее чем за пять дней

При учебно-воспитательном совете могут создаваться секции. Количество секций определяется учебно-воспитательным советом самостоятельно с учетом оперативной обстановки и особенностей работы воспитательного центра.  

 

7. Организация социальной, психологической и социально-педагогической работы[10].

Важнейшей комплексной задачей, стоящей перед воспитательным центром, является деятельность психолого-педагогического и реабилитационного характера, основными принципами которой являются:

-    непрерывность и преемственность социальной, психологической и социально-педагогической работы с осужденными с момента заключения под стражу и до момента освобождения;

-    обеспечение приоритета в работе психолого-педагогическим и социальным методам и формам воздействия на осужденных;

-    учет возрастных и индивидуальных (психологических, физиологических, уголовно-правовых) характеристик осужденных;

-    наличие в штатах воспитательного центра достаточного количества сотрудников, осуществляющих функции социальной, психологической и социально-педагогической работы с осужденными;

-    комплексный характер деятельности, основанный на взаимодействии между различными службами воспитательного центра.

Социальная работа, психологическая работа и социально-педагогическая деятельность имеют сходные взаимодополняющие цели, оперируют едиными ресурсами, принадлежащими личности сотрудника и осужденного (способности, субъектная позиция, ценностные ориентации и др.), и ресурсами среды (окружение осужденного, его социально полезные связи, территория и помещения воспитательного центра и др.); имеют общую методологию работы; используют родственные методики.

В воспитательных центрах ликвидируется отрядное звено и создается сектор воспитательной работы, включающий группу осужденных в количестве 8 человек, за которым закрепляется социальный педагог. Создаются дополнительные помещения, обеспечивающие возможность проведения воспитательных, спортивных, групповых и индивидуальных мероприятий с участием социального педагога, социального работника и психолога.

Должности социальных педагогов, социальных работников и психологов комплектуются лицами, имеющими высшее образование по соответствующим специальностям. Сотрудникам данной категории в рабочее время разрешается ношение гражданской одежды.

Социальную работу организуют социальные работники воспитательного центра с момента прибытия осужденных в карантинное отделение и до освобождения, штат социальных работников установить из расчета 1 социальный работник на 32 осужденных.

Психологическая работа проводится психологами воспитательного центра, начиная с момента прибытия осужденных в карантин и до освобождения, штат психологов установить из расчета 1 психолог на               16 осужденных.

Воспитательную работу осуществляет социальный педагог, штат  социальных педагогов установить из расчета 1 социальный педагог на               8 осужденных.

Цель деятельности социальных работников – социальное сопровождение осужденных в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, а также оказание содействия в ресоциализации и успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Задачи и направления работы социальных работников:

- оказание осужденным социальной помощи, поддержки и социальной защиты;

- диагностика социального развития и проблем осужденного, их решение и оказание дифференцированной (в соответствии с особенностями жизненной ситуации) социальной помощи;

- развитие положительного потенциала осужденных;

- формирование многообразного успешного социального опыта  и оптимизация личного статуса осужденных;

- комплексная подготовка осужденных и их близких родственников к освобождению;

- содействие в сохранении, восстановлении и развитии социально полезных связей осужденных;

- привлечение общественности к решению социальных проблем  осужденных после освобождения из воспитательного центра;

- охрана социальных прав осужденных, социально-правовая помощь (направлена на соблюдение прав и содействие в реализации правовых гарантий различным категориям осужденных), правовое воспитание (через дополнительные образовательные программы по жилищным, семейно-брачным, трудовым и гражданским вопросам).

 

Система профессионального взаимодействия социальных работников.

Осуществляет взаимодействие с учреждениями системы социального обеспечения, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, попечительским советом и близкими родственниками осужденных.

Ведущие технологии деятельности социальных работников. Индивидуальная и групповая работа с осужденными осуществляется с использованием следующих специальных социальных технологий:

социальная диагностика, социальная реабилитация (социально-медицинская, социально-психологическая, социально-трудовая, педагогическая, спортивная, социально-бытовая, коммуникативная, социокультурная и др.);

социально-средовая адаптация, социальный патронаж, социальное обеспечение, социальная защита, социальное посредничество, медиация, педагогика переживания, гендерно-чувствительная социальная работа, технология  формирования социальных навыков, технология связи с общественностью и др.

 

Деятельность социальных педагогов.

Цель – продуктивное содействие осужденному в получении им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности, а также его адаптации к культуре современного общества.

Задачи и направления работы:

- педагогическое сопровождение групповых явлений в среде осужденных (кружковая работа, наставничество, проведение воспитательных мероприятий);

- разработка и реализация индивидуальных воспитательных маршрутов;

- социально-педагогическое сопровождение (поддержка осужденного в построении им социальных отношений, оказание ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации);

- педагогическая поддержка (процесс совместного определения с человеком его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и формировании образа жизни);

- социально-педагогическая помощь (реальное содействие осужденному в преодолении возникающих у него трудностей).

Система профессионального взаимодействия.

Наиболее тесное внутреннее взаимодействие осуществляется со следующими сотрудниками воспитательного центра:

- психологи (диагностика, рекомендации по разработке индивидуальных воспитательных маршрутов, проведение тренинговой работы);

- социальные работники (совместное решение социальных проблем осужденных);

- персонал школы, профессионального училища, учебно-производственных (трудовых) мастерских (организация общего и профессионального обучения и трудовой адаптации осужденных).

Внешнее взаимодействие осуществляется со следующими субъектами:

- родительский комитет (педагогические консультации для родителей;  организация педагогических практикумов; повышение эффективности воспитательного воздействия на осужденных; организация учебно-воспитательного процесса; укрепление материально-технической базы);

- попечительский совет (организация учебно-воспитательного процесса;  укрепление материально-технической базы и др.);

- религиозные организации (духовно-нравственное просвещение и воспитание осужденных);

- родственники осужденных, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы местного самоуправления, департаменты образования, здравоохранения, культуры (формирование демографических данных, восстановление родственных связей, решение вопросов образования, медицинских проблем и организации культурно-массовой работы).

             Деятельность психологической лаборатории (ПЛ).

Целью деятельности ПЛ является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики, а также разрешение конфликтных ситуаций и профилактика чрезвычайных происшествий.

Задачи и направления работы ПЛ:

-   психодиагностика индивидуально-психологических особенностей личности осужденных;

-   изучение и коррекция индивидуального и группового поведения осужденных, исследование социально-психологических процессов в их среде;

-   прогнозирование и предупреждение негативных явлений.

Основные направления работы ПЛ с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, на этапе их нахождения в ПФРСИ и СИЗО:

-    постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности и прогноза ее поведения;

-  оценка отношения личности к совершенному преступлению и внесение рекомендаций сотрудникам других служб по организации работы с ней в части профилактики рецидивной преступности;

-    разработка мероприятий по воспитательной, медико-психологической и социально-трудовой реабилитации с лицами, имеющими отклонения в психике;

-    оказание психологической помощи в адаптации к условиям социальной изоляции, преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений и профессиональному самоопределению.

Особенности работы ПЛ с лицами в возрасте от 14 до 18 лет:

-    психологическая профилактика негативных явлений в воспитательном центре, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;

-    психологическая поддержка и повышение психологической компетентности сотрудников воспитательного центра, в частности социальных педагогов, с целью грамотной и успешной реализации рекомендаций психиатров и психологов по социально-психологической и медицинской реабилитации несовершеннолетних осужденных;

-    оказание несовершеннолетним с психическими отклонениями и относящимися к «группе риска» психологических консультаций на всех этапах проведения работы, а также при решении вопросов об изменении условий отбывания наказаний, представления к условно-досрочному освобождению и привлечения к дисциплинарной ответственности.

Особенности работы ПЛ с лицами, достигшими 18-летнего возраста, состоят в  психологической коррекции поведения осужденных, изучении социально-психологического климата в их среде.

Особенности работы ПЛ с лицами на этапе нахождения в льготных условиях отбывания наказаний (реабилитационном центре) состоят в оказании психологической помощи осужденным в подготовке к освобождению, а также в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, обусловленных предстоящим освобождением.

Психотехнологический инструментарий должен учитывать специфику личностных особенностей осужденных и задачи, решаемые психологом на разных участках воспитательного центра. Психолог совместно с социальным педагогом, оперуполномоченным, сотрудниками отдела режима и медицинской части разрабатывает комплексную программу сопровождения осужденного, с учетом других программ исправления и ресоциализации (режимно-поведенческая, трудовая, образовательная, профессиональная подготовка, социальная, религиозная и досугово-бытовая).

Психолог осуществляет взаимодействие с сотрудниками других подразделений воспитательного центра с учетом особенностей их профессиональной деятельности.

        С социальным педагогом:

- подготовка индивидуальных психологических портретов на каждого осужденного с учетом специфики отбывания им наказания в зависимости от участка воспитательного центра (ПФРСИ, льготные условия отбывания наказаний, карантинное отделение и т.д.);

- подготовка рекомендаций по организации социально-педагогической работы с осужденными;

- консультирование сотрудников по вопросам организации индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

        С оперативным отделом:

- участие в качестве психолога-консультанта при чрезвычайных ситуациях (например, в случае групповых неповиновений или массовых беспорядков).

С отделом режима и охраны:

- подготовка заключений на осужденных, рекомендованных к передвижению без конвоя (например, при переводе в льготные условия отбывания наказаний);

- участие в расследовании причин актов аутоагрессии осужденных;

  изучение осужденных, состоящих в группах профилактического учета, а также составление заключений и рекомендаций в работе с ними в случае постановки или снятия с профилактического учета.

        С образовательными учреждениями (ПУ, школой):

- участие в решении психологических проблем педагогической деятельности преподавателей и обучающихся.

        С медицинской частью:

- изучение медицинских карт осужденных, в том числе, состоящих на психиатрическом учете;

- совместное изучение и сопровождение лиц, с пограничными психическими расстройствами;

В рамках своей профессиональной деятельности для решения вопросов за пределами воспитательного центра психологи ПЛ, в частности, взаимодействуют:

- с образовательными учреждениями по вопросам собственной профессиональной подготовки;

- с центрами психодиагностики территориальных органов ФСИН России и межрегиональными психологическими лабораториями по вопросам совершенствования методической базы;

- с общественными благотворительными организациями по вопросам оказания практической помощи осужденным в адаптации к условиям отбывания наказания в виде лишения свободы.

Технология индивидуального и непрерывного психологического сопровождения обеспечивается ведением единой карты работы с осужденным, заполняемой психологом, социальным работником и социальным педагогом.

 

  8. Организация взаимодействия с общественными институтами[11].

 

Сотрудники всех служб воспитательного центра обеспечивают взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, предприятиями различных форм собственности с целью совершенствования социальной, психологической и социально-педагогической работы и укрепления материально-технической базы, решения вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, защиты прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

Они взаимодействуют, в частности, с:

-   аппаратами Уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка;

-    попечительским советом;

-    родительским комитетом;

-    общественной наблюдательной комиссией;

-    благотворительными некоммерческими фондами;

-    религиозными организациями;

-    производственными предприятиями и организациями различных форм собственности;

-    комиссиями по вопросам помилования;

-    средствами массовой информации.

Порядок взаимодействия воспитательных центров с общественными объединениями и религиозными организациями определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами, соглашениями о сотрудничестве и договорами.

 

9. Организация образовательного процесса[12].

 

Цель организации образовательного процесса осужденных в воспитательном центре состоит в создании необходимых и благоприятных условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования или профессиональной подготовки, а также содействии в получении среднего и высшего профессионального образования.

Общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней (сменной) общеобразовательной школы, профессионального училища и учебно-производственной мастерской воспитательного центра. Осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ст. 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Формы организации образовательного процесса осужденных в воспитательном центре:

-    основная форма организации образовательного процесса – очная; 

-    возможно применение очно-заочной (вечерней) и заочной. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В профессиональном училище обучение осуществляется по очной и вечерней формам; в вузах – по заочной форме, а также с применением дистанционных образовательных технологий (на базе пункта дистанционного образования).

       В связи с наличием в воспитательном центре одной общеобразовательной школы и одного профессионального училища необходимо обеспечить раздельный процесс обучения различных категорий осужденных (согласно разделу 3) на основе закрепления классов и  организации занятий посменно.

 

                    10. Организация трудовой адаптации осужденных.

 

Цель организации трудовой адаптации осужденных в воспитательном центре состоит в создании условий для приобретения (восстановления) ими профессиональных трудовых навыков и получения востребованной на рынке труда специальности, выработки у них психологической и нравственной потребности трудиться, формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения.

Основные формы организации трудовой адаптации осужденных в воспитательном центре:

- в учебно-производственных мастерских (основная форма для воспитательного центра);

- на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территории воспитательного центра и вне его;

- по хозяйственному обслуживанию воспитательного центра.

Главной задачей учебно-производственной мастерской является создание, во взаимодействии с профессиональным училищем, необходимых условий для удовлетворения потребности осужденных в получении начального профессионального образования, профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации, прохождения производственного обучения и производственной практики, а также приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Учебно-производственная мастерская является структурным подразделением воспитательного центра.

 

 

11. Организация оперативно-розыскной деятельности в воспитательном центре.

 

Оперативная работа в воспитательном центре осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ                 «Об оперативно-розыскной деятельности».

Ее основными задачами являются: предупреждение правонарушений, совершаемых осужденными в условиях воспитательного центра, а также  оказание помощи правоохранительным органам в раскрытии ранее совершенных преступлений, в проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении подозреваемых и обвиняемых.

 

12. Организация режима, надзора и охраны.

 

Для рационального использования персонала, обеспечивающего функции охраны и надзора, провести реорганизацию действующих отделов режима и охраны, путем их объединения. 

Во всех воспитательных центрах  внедрить единую  интегрированную систему безопасности и охраны, которая в обязательном порядке должна включать в себя следующие технические элементы, обеспечивающие:

- видеонаблюдение и  документирование;

- оперативную связь;

- сигнализацию;

- управляемый удалённый доступ на объекты (электронные замки);

- сбор, обработку и передачу оперативной и иной информации.

- инженерно-технические средства охраны, надзора, связи.

Для выполнения задач по охране и надзору воспитательного центра назначается дежурная смена с 12 часовым графиком работы. Дежурная смена состоит из руководства, резервных групп, обеспечивающих, при необходимости, осмотр внутренней и внешней запретной зоны и предотвращение противоправных действий осужденных, сотрудников, несущих службу на одиночных постах (КПП по пропуску людей и транспорта,  строгие условия отбывания наказаний, ДИЗО, карантинное отделение, столовая, медицинская часть, школа, профессиональное училище, учебно-производственные мастерские, комната выдачи и получения посылок и передач, а также в ночное время в спальном расположении осужденных).

Руководство сменой осуществляет оперативный дежурный-1 ед. и помощники оперативного дежурного-2 ед., один - обеспечивает контроль за функционированием средств охраны, второй - организует деятельность по надзору за осужденными (обеспечивает контроль за несением службы на одиночных и временных постах, осуществляет их смену).

Резервная группа состоит из 3 человек, осуществляет несение службы в штатном режиме и находится в постоянной готовности к действиям по сигналам ТСО (сработка) и чрезвычайным происшествиям. Резервная группа может использоваться для досмотра лиц, прибывающих на краткосрочные и длительные свидания, а также участвовать в обысковых мероприятиях.

При осложнении оперативной обстановки в воспитательном центре оперативный дежурный может усилить состав резервной группы.

Одиночные посты во внутренней зоне выставляются в дневное и ночное время (КПП по пропуску людей и транспорта, строгие условия отбывания наказаний, ДИЗО, карантинное отделение, медицинская часть), а также в ночное время в спальном расположении осужденных. В общеобразовательной школе, профессиональном училище, учебно-производственных мастерских и столовой одиночные посты выставляются на период пребывания осужденных.

За счет внедрения передового опыта зарубежных стран и отечественных наработок (УИС, МВД, ВВ МВД) необходимо оснастить запретную зону исправительного учреждения непреодолимым препятствием и оборудовать ее необходимыми инженерно-техническими средствами.

Охрана воспитательного центра осуществляется в соответствии с Концепцией развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, утвержденной приказом ФСИН России                                       от 15.12.2010 № 525 дсп.

Штатная численность среднего и старшего начальствующего состава отдела охраны будет перераспределена в зависимости от потребности воспитательного центра с учетом усиления воспитательных, социальных, психологических и режимных служб учреждения.

Оборудовать в дежурной части воспитательного центра единый пост видеонаблюдения и технического контроля (ситуационный центр), определить круг лиц, имеющих допуск в него.

Инженерно-техническое обеспечение и ремонт средств охраны осуществляется внешней организацией, специализирующейся в данной области деятельности (передается на аутсорсинг).



[1] Требуется внесение изменений в статью 74, главу 17  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

[2] Перечень функций воспитательного центра вытекает из его задач с учетом обязанностей учреждений, исполняющих наказания (ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,функций следственных изоляторов        (п. 3.1.–3.32. Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 25.01.1999 г. № 20), а также ряда других правовых норм, содержащих указания на обязанности субъектов управления воспитательного центра..

[3] Требуется внесение изменений в статьи 132,133,134  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[4] Требуется внесение изменений в статью 80  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[5] Требуется внесение изменений в главу 17  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[6] Европейские пенитенциарные правила.

[7] Требуется внесение изменений в ст. 99 ч.1,  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п.194 приказа Минюста России  №311от 11.10.2006.

[8]СанПиН N 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ».

[9] Требуется внесение изменений в раздел 9 приказа Минюста России  №91от 21.06.2005.

[10] Требуется внесение изменений в главу 15  Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[11] УИК РФ (ч.1 ст.141, ч. 2 ст. 142, ч. 1,4,6 ст. 14), Федеральный закон РФ от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон РФ от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-ФЗ «О средствах массовой информации» и др.

[12] Требуется внесение изменений в статью 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.


18 сентября 2011г.
[просмотров: 698]
Сайт Президента Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЦ

ПРИЕМ ГРАЖДАН ПО ЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ РУКОВОДСТВОМ УФСИН РОССИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Телефоны доверия (4242) 42-40-47, (4242) 42-44-78




© УФСИН России по Сахалинской области 2008-2011
E-mail: press_ufsin@bk.ru, тел. 42-47-91
Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 78